История возникновения рельефно-точечного шрифта Брайля

Вначале была идея

Дени Дидро

Ключевым периодом в истории создания и развития письменности для незрячих стал конец ХVII- начало XVIII века. Итак, все началось с идеи.

В 1749 году известный и популярный французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро опубликовал труд, под названием «Письмо о слепых, предназначенное тем, кто видит». Он описал истории известных ему незрячих, достигших высокого интеллектуального уровня и овладевших не только элементарной грамотой, но и профессией, которая позволила им жить самостоятельно, обеспечивая себя и свою семью. Дидро высказал идею о возможности и необходимости массового систематического образования незрячих. Одним из первых он сформулировал мысль о том, что хотя слепота и ограничивает восприятие предмета, но, развивая другие органы чувств, посредством компенсации, незрячий человек способен познать внешний мир. Дени Дидро привлек внимание широкой общественности к проблеме адаптации незрячих, вложил идею в головы аристократии и меценатов.

«Письмо о слепых, предназначенное тем, кто видит» Д. Дидро

А в 1771 году в париже проходила ярмарка St. Ovid’s Fair. В те времена ярмарки были не только местом уличной торговли, но и одним из самых зрелищных событий в жизни горожан. Люди всех сословий посещали представления, которые устраивали уличные актеры, циркачи, кукольники. Именно там состоялся бурлеск-спектакль, в котором выступали незрячие приюта «Quinze-Vingts». Этот приют для незрячих был построен по приказу короля Луи IX и поначалу там жили триста крестоносцев, ослепленные на полях сражений.

С течением времени приют стал домом для бездомных незрячих. Своей игрой незрячие поразили посетителей ярмарки и вдохновили Валентина Гаюи, переводчика при Министерстве иностранных дел Франции, эксперта в системах письменности и большого почитателя Д. Дидро, помочь незрячим, создав для них школу и обучив их грамоте через «тактильное чтение книг с рельефными буквами».

Валентин Гаюи – первый, кто претворил идею в жизнь

Памятник Валентину Гаюи

В 1784 году Валентин Гаюи основал «Мастерскую трудящихся незрячих» — первую в мире школу для незрячих детей, а первым учеником стал подобранный им на церковной паперти 12-летний мальчик Франсуа де Лезюер. Говорят, что когда Валентин подал ему милостыню, мальчик назвал ему номинал монеты, чем еще более утвердил Гаюи в возможности воплотить задуманное в жизнь. Итак, Гаюи создает «выпуклые буквы» — первый рельефно-линейный шрифт, и называет его «Унциал». Это обычный шрифт с буквами, имеющими свой рельеф. Франсуа быстро обучился осязать буквы и читать при помощи пальцев, и уже через пол года Гаюи представил ученика Королевской Академии, где его умение ошеломило профессоров. Гаюи сумел не только открыть первую в мире школу для незрячих, а и создать при школе типографию и напечатать рельефно-линейным шрифтом Унциалом несколько книг. Это были первые в мире книги для незрячих. Позже «Методом Гаюи» стали печатать книги во всем мире.

 

 

В поисках совершенства

Последователи Гаюи признавали один недостаток шрифта – его сложно читать. Выпуклые буквы с витиеватыми очертаниями нужно подолгу ощупывать, чтобы понять какая именно эта буква. Прочитав предложение до конца, человек зачастую забывал, что было в начале. Именно по этой причине стали разрабатывать другие, упрощенные очертания букв и даже системы кодировки.

Так в 1831 году Джеймс Галл, шотландский книгоиздатель из Эдинбурга, внедрил треугольный тактильный шрифт. Примерно в то же время Самуэл Гридли Хауи, врач, филантроп, тифлопедагог и основатель всемирно известной «Школы Перкинса для незрячих» в Бостоне, на другом континенте ввел свой похожий упрощенный шрифт.

Англичанин доктор Уильям Мун пошел еще дальше и создал схематический тактильный шрифт на основе латинского алфавита, который и представил в 1845 году. Его систему широко использовали вплоть до начала ХХ века. Однако, не смотря на упрощенность начертания, все эти и другие, схожие с ними, системы имели общие недостатки: читать стало не на много быстрее, да и стоимость печати книг была очень высока.

От линий к точкам

Портрет Луи Брайля

Ситуацию вкорне изменил ребенок.

Луи Брайль родился в небольшом французском городке Кувре, в семье ремесленника. В возрасте трех лет он поранился шорным ножом, инструментом отца, и в результате воспаления глаз, к пяти годам окончательно ослеп. В 1819 году Луи поступил в Парижский государственный институт для незрячих детей, где преподавание велось по книгам, напечатанным рельефно-линейным шрифтом Муна. Таких учебников было всего четырнадцать и далеко не по всем предметам, поэтому преподавание велось по методике, основанной на восприятии аудиоинформации. Луи всерьез задумался над тем, как сделать печать книг доступнее, а чтение – легче.

Однажды он узнал о «ночной азбуке», которую придумал и успешно использовал артиллерийский офицер Шарль Барбье. Это система письма и чтения в темноте служила для передачи информации в ночное время. Военные, чтобы не выдать себя вспышкой света или звуком голоса, записывали сведения в полной темноте, прокалывая отверстия в картоне, и считывали их, касаясь картона пальцами.

Современная книга, напечатанная шрифтом Брайля

На основе изобретения Барбье Луи Брайль, которому на тот момент исполнилось 15 лет, разработал свой первый вариант рельефно-точечного шрифта для незрячих и слабовидящих людей, названного позже в его честь – «шрифт Брайля». В 1824 году он придумал «ячейку-шеститочие», состоявшую из двух вертикальных рядов по 3 точки. Наличие или отсутствие каждой точки в этом шеститочии формировало 63 различные комбинации. Каждой комбинации точек Луи сопоставил букву, цифру или знак. Прикасаясь к такой ячейке, человек может быстро и уверенно распознать каждую букву. «История Франции» 1837 года стала первой книгой, напечатанной методом Брайля. 

Какой же шрифт –лучший?

Шрифт Брайля все же имеет свои недостатки: комбинации из 63 знаков не достаточно, чтобы отобразить все символы, цифры, прописные и заглавные буквы. Поэтому были предприняты попытки его усовершенствовать. В Америке в 1900 годах помимо британского шрифта Брайля одновременно существовало еще две системы письма рельефно-точечным шрифтом. Эта конкуренция даже получила название «the War of the Dots» (Война точек). Уильям Белл Уэйт, преподаватель Нью-Йоркского Института для незрячих, разработал систему из двух, четырех, шести и восьми точек «Нью-Йорк Пойнт», где наиболее часто встречающиеся буквы обозначались ячейкой с наименьшим количеством точек. Это ускоряло чтение, комбинаций точек хватало для всех символов, однако вызывало путаницу, да и читать по этой системе получалось медленнее, чем классический шрифт Брайля.

 Еще один рельефно-точечный шрифт — «Американский шрифт Брайля»- создала Хелен Келлер. Она перекодировала, то есть переназначила шеститочиям Брайля буквы так, чтобы наиболее распространенные буквы алфавита были написаны наименьшим количеством точек. Это позволило значительно увеличить скорость письма стилусом, которым продавливали одну точку за раз, но с появлением печатных машин этот шрифт утратил свое преимущество. В конечном итоге в «войне точек» за господство на территории США победил классический британский шрифт Брайля. Этот факт был официально признан в 1918 году. Удобство, простота, высокая скорость считывания и большое количество уже готовых книг обеспечили популярность и востребованность этого метода. Его и по сей день используют во всём мире.

« вернуться на главную
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
Генерация пароля